КВАРТИРЫ ПОШЛИ В НАГРУЗКУ
С августа продажи на московском рынке жилья упали в десять раз: если еще летом застройщики продавали до 40-50 квартир в месяц, то в ноябре — в среднем не более пяти. Чтобы хоть как-то заинтересовать покупателей, ждущих дна рынка, компании идут на различные ухищрения: одни дают большие скидки, а некоторые, особенно отчаявшиеся, — обещают подарить при покупке еще одну квартиру.
Покупатель коттеджа в поселке «12 месяцев Экоlife» под Зеленоградом получает от компании в подарок однокомнатную квартиру в том же поселке, так звучит новогодняя акция компании «Мономах». «Стоимость коттеджа площадью 439,2 кв. м составляет 17,524 млн руб. Приобретая его, вы получаете квартиру площадью 42 кв. м в строящихся по соседству домах», — уточнили в отделе продаж компании. «За время кризиса пока эта самая странная акция, но она, к сожалению, отражает реальные финансовые проблемы многих застройщиков и катастрофическое снижение объема сделок», — единодушны во мнении опрошенные «Ъ» игроки рынка.
По данным аналитического центра компании «Инком-недвижимость» (на основе данных по сделкам крупнейших московских застройщиков, среди которых ПИК, МИАН, СУ-155 и другие, занимающих 70% рынка), в ноябре в среднем столичным компаниям по своим объектам удалось реализовать около пяти квартир. «В сентябре этот показатель находился на уровне 20-30 квартир, в августе — 40-50 квартир», — отмечает руководитель центра Дмитрий Таганов. По его словам, до этого лета среднее число сделок у каждого из застройщиков достигало 90-100 квартир в месяц.
«В 2005 году, в период небывалого роста цен, нам удавалось реализовывать около 250 квартир в месяц», — вспоминает коммерческий директор Capital Group Алексей Белоусов.
Хотя все аналитики говорят о грядущем 20-30-процентном снижении цен, столичные девелоперы пока пытаются бороться с падением темпов продаж с помощью разовых скидок. «Сразу массово снижать цены компании боятся. Если рынок пойдет вниз, покупатели, и так ждущие некого дна, решат, что у них еще есть время», — пояснил «Ъ» один из московских застройщиков. Скидка же временное явление и создает у покупателей желание успеть, добавляет собеседник «Ъ».